ЛИТСИБ
8 (913) 565-15-95

Скульптура как вид изобразительного искусства: виды, способы изготовления, материалы

Понятие скульптуры как вида изобразительного искусства. Способы и технологии создания скульптурного произведения. Используемые материалы, их влияние на образ скульптуры и передачу замысла художника

Понятие скульптуры

Скульптура как искусство представляет собой создание объемных произведений из различных материалов. Фигуры из твердой основы получаются путем удаления лишнего из начального объема методом высекания, так называемым способом формовычитания. Таким образом получают произведения из камня, дерева, кости и даже льда.

Противоположный метод изготовления скульптуры из мягкой основы называется лепкой или способом формосложения. На исходный каркас наращивается объем из пластичного материала.

Эти подходы к созданию скульптур могут быть обособленными или сочетаться между собой. Исходную модель из воска или глины изготавливают в масштабе либо в натуральную величину для проверки визуального впечатления. Затем отливают в металле, фарфоре или иных долговечных формах.
Скульптура может показать и выразить меньший круг предметов и явлений, чем живопись, отсюда большие требования к деталям и выразительности. Нахождение предмета в пространстве предъявляет требования к его устойчивости и объему, здесь искусство тесно пересекается с архитектурными технологиями. Основой скульптуры является принцип осязательности и телесности, а окружающее пространство может быть показано лишь намеками и косвенно. Пожалуй, только такой вид как искусства рельеф дополнительно к фигурам и объему показывает дополнительные поверхности и фоны.

Чувство объема — неотъемлемый компонент искусства скульптора. До зрителя необходимо донести суть произведения, выраженный им образ. Для каждой идеи необходим свой определенный материал, физические свойства и фактура которого точно передадут замысел художника. Именно особенности материала, будь то теплота дерева, изысканность фарфора, надежность металла, способны показать содержание скульптуры, и вместе с тем оставить для зрителя шанс составить свое собственное восприятие.

Немного истории

Скульптура как вид изобразительного искусства известна с самых ранних времен развития человечества. Первобытные люди начинали с создания изображения божеств или человекоподобных истуканов.

Рельефные настенные рисунки и композиции дают представление о быте и жизни давно минувших дней.

Всемирно известны каменные памятники Древнего Египта: сфинкс, статуи фараонов, фигуры жрецов.

В Месопотамии популярными изображениями были мифические существа, мускулистые люди в сочетании с формами животных/

Древняя Греция прославилась изображениями олимпийских богов, персонажей мифов и участников спортивных состязаний.
Уникальность скульптур Древней Индии заключается в сложной структуре и динамичности. Изображения богов выполнены с яркими эмоциями в выражении лица и движении тела.

В Юго-Восточной Азии и Китае царствовали буддийские традиции, наряду с грандиозными монументами изготавливалось множество мелких изваяний и предметов.

Во времена европейского Средневековья основной темой стали библейские сюжеты, а сами скульптуры переместились с открытых пространств в храмы. Пришло время выразительных многофигурных композиций, статуи становятся выразительными и одухотворенными.

Эпоха Возрождения принесла в искусство индивидуальность, свободу и глубокое вникание в натуру. Работы итальянских мастеров приводят в восторг своих поклонников с прежних веков до настоящего времени.

Разновидности скульптуры

Скульптурные произведения классифицируются по множеству направлений.

По предназначению существует такое деление:

1.     Монументальная скульптура: памятники и монументы. Памятники отличаются точным изображением конкретного человека либо предмета, расположены в известном или подходящем по стилю городском месте. Монумент — более обобщенная композиция, как правило, крупного размера, находящаяся на открытом пространстве.

2.     Монументально-декоративное направление включает украшение ландшафта, зданий, различную садово-парковую скульптуру.

3.     Станковая скульптура имеет малые размеры, конкретное содержание и предназначена для более близкого созерцания, чаще всего размещается в музеях, различных помещениях и на выставках.

4.     Малые формы включают жанровые произведения различной тематики, располагаются в домашних интерьерах или культовых зданиях.

5.     Мелкая пластика представляет собой миниатюрные произведения, часто изготовляемые из полудрагоценных камней, слоновой кости, дерева, стекла. Многие из них не несут практической пользы, используются как украшения, амулеты, показывают религиозные или общественные идеи.
По объемности скульптуры распределяются на два основных вида с дальнейшей детализацией:

1.     Круглая скульптура, которую можно свободно осмотреть со всех сторон в пространстве. Существует несколько разновидностей:
  • статуя – фигура в полный рост;
  • статуэтка – изделие малых размеров, меньше натуральных;
  • скульптурная группа;
  • торс – изображение тела;
  • бюст – изображение человека до груди;
  • голова.

2.     Рельеф – выпуклое скульптурное изображение, располагаемое на стене, где видима только лицевая часть.
От месторасположения рельефа происходит такая классификация:
  • Барельеф – небольшая высота изделия, менее половины объема;
  • Горельеф – выступает больше половины фигуры или композиции, возможно рассматривать с трех сторон как статую около стены;
  • Контррельеф – рельеф в углублении поверхности;
  • Смешанный рельеф.
Новым современным видом круглой скульптуры стала кинестетическая, которая движется сама и не требует обхода со всех сторон.

По уровню приближения к реальности выделяют такие виды скульптуры:

1.     Реалистичная – точно и верно отражает действительность.

2.     Аллегоричная — включает детали и знаки, которые позволяют быстро узнать замысел автора. Может быть персонифицированной, воплощать абстрактные понятия или географические названия в виде человека.

3.     Абстрактная — передает не внешнее сходство объекта, а внутреннюю суть и присущие ему свойства и качества.

Скульптуры создаются в разных жанрах:

1.     Анималистический — изображение животных через натурализм или, наоборот, через раскрытие человеческих качеств. Может быть стилизованным, абстрактным или аллегоричным.

2.     Портрет — образ конкретного человека или общей личности, показ предмета близко к естественному образу или приукрашивание и идеализация модели.
  • Камерный портрет показывает простоту, за которой виден внутренний мир. Такой образ отличается неформальным и живым подходом.
  • Парадный потрет включает множество декоративных элементов костюма и аксессуаров, которые придают торжественность образу и вместе с тем отстраненность от повседневности.
  • Портрет-жанр объединяет две части: определенную личность в совокупности с другим жанром, например, бытовым, историческим или мифологическим.

3.     Бытовой жанр — представление обычных житейских ситуаций, вместе с тем несущих философский смысл и побуждая зрителя задуматься.

4.     История и мифология —известны с давних времен, раскрывают религиозные сюжеты, события минувшего времени.

5.     Пейзаж и натюрморт — постепенно становятся отдельным направлением пластики, показывают природу как живой организм.

Способы изготовления скульптуры

Скульптура получается разными способами в зависимости от материала:

  • Пластика — наращивание объема мягким материалом типа глины или воска на основу.
  • Отливка — заливание жидкого металла в форму.
  • Ваяние — отсекание от камня, дерева или льда отдельных частей для получения нужной фигуры. 
По виду применяемого материала скульптура включает несколько отраслей:

  • Лепка — работа с пластичным исходником в виде глины или воска;
  • Литейное дело — создание фигур и рельефов из металла методом заливки или чеканки;
  • Глиптика — резьба из драгоценных камней;
  • Ваяние — изготовление из камня, дерева и иных твердых веществ. 

Техника создания скульптуры

Первым шагом на пути изготовления скульптуры стоит рисунок или компьютерная модель будущей работы. Мастер проводит математические расчеты пропорций и центра тяжести, изготавливает из воска или мягкой глины малый макет для подтверждения своей идеи. Если предполагается большое и сложное изваяние, то макет строится в крупном и детальном виде.

Работа над самим произведением начинается с установки стального каркаса по габаритам изделия, с добавлением в местах утолщений деревянных крестов и жгутов из проволоки или пропитанной маслом пеньки.

Затем основу обкладывают глиной, придавая общий образ будущей скульптуры. Более тонкая работа производится путем удаления глины из лишних частей и добавления объема в нужных местах. Чтобы материал не трескался, его надо постоянно смачивать водой, а во время перерывов фигуру закутывают в мокрый холст.

Рельефы изготавливают подобным способом, только глина лепится на каркас из болтов и гвоздей, вбитых в щит или ящик.
После окончания лепки необходимо сделать точный снимок получившегося произведения из более прочного материала. С оригинала снимают копию с помощью алебастра и по ней отливают гипсовый слепок. Если требуется несколько слепков, то для отливки делают сложную чистовую форму.

Заключительной частью работы по созданию скульптуры является воспроизведение полученного слепка в финишном материале. Это может быть камень: мрамор, песчаник, туф или металл: бронза, чугун, сталь. Для изготовления каменного изделия гипсовую модель покрывают множеством точек, месторасположение которых переносят на кусок материала при помощи отвеса, циркуля и линейки. Лишний объем удаляют с применением долота, молота и резца. Когда появится необходимая форма, художник придает ей окончательный вид с помощью отделки и полировки.

Используемые материалы

Бронза
Самым широко используемым материалом для скульптур признана бронза. Металл незаменим для передачи энергичных форм и больших объемных произведений. Из бронзы очень хорошо изготавливать фигуры, изображающие движение, части скульптуры в виде рук, ног и иных частей не нуждаются в дополнительных подпорках.

Бронза прекрасно зарекомендовала себя для изготовления изделий, предназначенных для открытого воздуха. В северном климате металл не боится воздействия атмосферных явлений, а после окисления приобретает защитную пленку и красивый благородный цвет.

Бронзовые скульптуры на заказ изготавливаются методом полого литья, что предполагает создание первоначальной формы в воске, покрытии глиной, вытапливании воска и заливке металла в эту форму.

Второй популярный способ для металлических фигур – отбивка молотком из плоских пластин. Размягченный нагреванием лист металла ударяют с внутренней стороны, постепенно придавая нужную форму. Этот прием используется для создания небольших барельфов, сложные произведения составляют из частей путем соединения винтами и закрепами.

В настоящее время для создания скульптур из металла применяется метод гальванопластики.
Дерево
Дерево как очень удобный материал использовался для различных скульптур еще в древние времена, широко применялся в средние века и во времена Возрождения. Храмы заполнялись раскрашенными деревянными фигурами, украшениями алтаря, деталями интерьера.

В наше время популярны фестивали деревянных скульптур на любые темы, от сказочных сюжетов до современной тематики.
Драгоценные материалы
Ценный материал в виде благородных металлов, слоновой кости, драгоценных и полудрагоценных камней используется преимущественно для малых изваяний. С древних времен из камней изготавливают украшения, камеи и геммы.
Искусственный камень
В современное время большое применение нашли искусственные материалы в виде декоративного бетона. Эти монументы долговечны, хорошо поддаются обработке, способны качественно имитировать дорогие природные камни типа гранита и мрамора.
Компания «ЛИТСИБ» изготовит по вашему эскизу скульптуру любого размера. Наши изделия подойдут для украшения квартиры или офиса, загородного дома и паркового ландшафта, дополнят городские парки и скверы. Получите вдохновение от заказа индивидуального произведения искусства!
Made on
Tilda